Что такое листинг на бирже простыми словами?
Представьте себе большой, серьезный торговый центр. Не тот, где все с лотков торгуют, а элитный, типа «Москва-Сити». Так вот, сама биржа – это и есть такой торговый центр для бизнеса. А арендовать в нем свою собственную, настоящую бутик-витрину – это и есть листинг. Компания проходит жесткий отбор, платит за «место под солнцем», и вот она уже не где-то в подворотне, а в самом сердце финансового мира. Теперь любой человек может зайти и купить кусочек этого бизнеса. Круто, правда?
Если короче, листинг – это процедура включения акций компании в официальный список биржи. После этого они становятся публичными, и любой желающий может их покупать и продавать.
Зачем компании это нужно? Ну серьезно.
А вот представьте, что вы основатель перспективного стартапа. Дела идут в гору, но чтобы взлететь еще выше, нужны серьезные инвестиции. Банки кредиты дают с неохотой и под бешеные проценты. Что делать?
Тут на помощь и приходит листинг. Компания буквально «выпускает» часть своих акций на биржу, а инвесторы их скупают. В итоге фирма получает огромные деньги на развитие. Кроме того, появляется тот самый престиж. Попасть в листинг – все равно что получить знак качества. Компания сразу становится на веснушку выше, прозрачнее и надежнее в глазах всех.
В то время как для инвестора это своего рода защита. Биржа – не базар, сюда просто так не пускают.
А что нужно, чтобы пройти этот отбор?
Биржа – она как строгий вышибала в ночной клуб. Не пропустит кого попало. Нужно соответствовать целому вороху требований. Вот главные из них, если говорить просто:
Финансовая прозрачность. Компания должна раскрывать свои отчеты. Никаких «секретных схем» и денег в конвертах. Все честно.
Минимальный капитал и срок работы. Обычно требуется работать несколько лет и иметь приличный уставной капитал. С вчерашними стартапами, у которых есть только идея, разговор короткий.
Количество акций. Их должно быть достаточно, чтобы торги были активными. Иначе получится мертвый актив, который никто не покупает и не продает.
С другой стороны, пройти все это – огромное достижение. Это как получить диплом о высшем финансовом образовании для бизнеса.
Что в итоге-то?
Листинг – это не финиш, а только начало большого пути. Компания получает кучу плюшек: деньги, статус, известность. Инвесторы, в свою очередь, получают доступ к покупке акций проверенной компании. В общем-то, ситуация win-win, как сейчас модно говорить.
Так что, когда в следующий раз услышите, что какая-то компания «провела листинг», знайте – она вышла на большую дорогу. И теперь каждый из нас может стать ее совладельцем. Ну чем не магия?